понедельник, 11 января 2010 г.
Запах женщины
«Настучать или не настучать?», «Дать этому старому придурку покончить с жизнью или не дать?», «Совесть мертва!»
Подполковник, изведавший все невзгоды и перипетии этой многогранной жизни, повстречавший на своем пути обман, предательство, несправедливость, славу героя войны, почет, любовь и ненависть, кровь и смерть своих солдат, приходит к своему окончательному резюме о жизни его окружающей. А именно: нет справедливости в этом мире; жизнь стоит на трех столбах — мое раненое самолюбие, женщины и, где-то там, на далеком расстоянии, Феррари… Пожалуй это все. Ему опостылело постоянное смирение с фактом слепоты и несостоявшейся военной карьеры. Боль, нажитая упомянутыми реалиями, ослепила и духовную сторону жизни старого подполковника. Он перестал видеть смысл жизни… хотя, где смысл в жизни без справедливости… Жизнь, полная радости и смысла, преломлялась его восприятием. Ибо слишком много крови и боли, слишком много отчаяния и пережитых трагедий, застряли в сетке его большой и прекрасной души. «Как же мне жить дальше?», думает он, «Или, точнее, к чему мне жить дальше?! Что есть в этой никчемной жизни?! Что?! Кто мне ответит?!».
Подполковник Френк Слейд кажется нашел выход. Простой и верный — покончить со всем этим. Но перед этим он решает «оттянуться» по полной, дабы встретить вечность сытым и довольным. Уж слишком эта жизнь плоха, чтобы не взять с нее все до последней капли. А там дальше — будь что будет.
Совесть — мертва, равно как и справедливость и честность. Эти великие ипостаси осели во временах Рыцарей Круглого Стола. Сегодня их нет!
Вот в таком состоянии души, подполковник Слейд встречает Чарльза Симмза — молодого отпрыска современной Америки, юнца «учащегося на Джорджа Буша».
Этот молодой человек, неискушенный доселе жизнью, но испытавшей на себе рок безотцовщины, свято верит в честность и справедливость.
Они, с Френком Слейдом, чистой воды антогонисты. Однако, этот анотгонизм вызван больше отчаянием самого подполковника, чем так называемыми разночтениями относительно философии жизни двух героев. Напротив, они во многом очень похожи, но их отличают наличие богатого и горького опыта, клубящегося за плечами престарелого Слейда, и отсутствие оного у Чарльза.
Но вот, Чарльз попадает в ситуацию, где, может быть, впервые ему брошен мощный вызов от ее величества Жизни и на этом переломном этапе ему, со своей неуклонной верой в справедливость и с большим желанием достичь великих успехов в учебе, приходится очень трудно. Казалось, добросовестное стремление к вершинам образования и правильное отношение к вещам являлись основными ингредиентами для достижения счастья, к которому Симмз неуклонно шел. Как он мечтает об учебе в Гарварде! И еще, как он не хочет быть «стукачом»! Какой груз…
Френк часто упоминает об этом грузе.
Каждый из героев стоит на перепутье, хотя определенность подполковника обрела некую форму.
На первый взгляд может показаться что Френк — учитель, а Чарльз — студент в Университете жизни. Но это только на первый взгляд. Каждый из них является и тем и другим. Френк помогает юному студенту принимать решения. Пусть даже тяжелые, но правильные, мужские. И делает он это в очень пикантной и, иногда, грубоватой форме. Но важна не форма, а содержание. И это содержание формирует в Чарльзе сильного человека, человека, способного на безумие ради истины. Каждое наставление Френка — вызов для почти девственной души Чарльза.
Чарльз же, в свою очередь, берет своей молодостью и наивностью за живое (блестящая игра Криса О Доннела). Блестяще сыгранная сцена схватки двух разных и, одновременно, одинаковых по характеру персонажей, филигранно показывает самую суть составных их душ!
«Я во тьме! Что ты хочешь от меня?! Ты понимаешь — я во тьме!», кричит душа отчаянного подполковника. «Дай мне одну причину из-за которой мне стоит жить…». Последняя фраза носит, скорее, инстинктивный характер, то есть слышен безличный зов о помощи молодому Симмзу. Безысходность, боль, обида воздвигли мощную стену по имени «самоубийство», но эта раненная душа, по ту сторону стены заточения, бывалого вояки и героя войны все же так хочет жить. Только как?
Изумительное решение, так же вызванная инстинктом, но не самосохранения, а желанием помочь высовободить подполковника из заточения, выплескивается из уст юнца Чарли, на которого отчаяние направило дуло пистолета и стиснуло в своих крепких руках. «Вы танцуете танго и водите Феррари лучше, чем кто бы то ни был». Другими словами, есть смысл жить. Жизнь существует, пусть даже невидимая физически, но она может быть прекрасна, если смотреть на нее с другой перспективы. Смотреть на нее духовным взглядом и быть счастливым!
У каждого из персонажей происходит скачок ввысь, полет к новой надежде и осознанию своей востребованности. У слепого подполковника в отставке хватило сил и спопобности вдохновить молодого парня на правильный поступок, и Френк сам того не замечая, привнес удивительный контраст в серую реальность Чарльза. Он преподал Чарльзу самый великий урок — умение принимать решение во что бы то ни стало и, также, умение отдергиваться от щекочущих мыслей о прекрасном будущем путем предательства, но твердо стоять до конца.
Чарльз Симмз вдохновил Френка на новое рождение, на переосмысление своего, на первый взгляд, трагического положения.
Речь в финальной сцене героя несравненного Пачино может истолковываться как полезнейший инструктаж жизни, очень важный для каждого человека. Диапазон актуальности этого послания простирается от века до века. Эта тема не имеет временных ограничений, равно как и все прекрасное.
Спасибо Аль Пачино за мастерски сыгранную роль. Оскар был получен более чем заслуженно.
Фильм очень поучительный, важный.
Музыка Нюьмана превосходно танцует в паре с сюжетом! Браво — композитору!
Мартин Брест, после «Полицейского из Беверли Хиллз» зарекомендовал себя превосходно, но полотно 1992 года вознесло его, по моему мнению, в ранг величайших режиссеров современности, умеющих преподносить в своих фильмах потрясающий лекарственный сбор морали, мудрости, решений насущных проблем и прекрасного юмора.
Мой поклон Бо Голдману! Браво, маэстро! Как всегда на высоте!
В моем списке шедевров мирового кино, этот фильм занимает одно из достойнейших мест, хотя каждое такое полотно прекрасно по — своему и достойно ниалучших оценок.
Режиссер: Мартин Брест
В ролях: Аль Пачино, Фрэнсис Конрой, Филип Сеймур Хоффман, Габриэль Анвар, Крис О'Доннел, Джеймс Рэбхорн, Брэдли Уитфорд
1992 – США – драма – экранизация
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий